Форум 1С
Программистам, бухгалтерам, администраторам, пользователям
Задай вопрос - получи решение проблемы
12 дек 2024, 05:12

Какую первичку нужно составить на перевозку груза?

Автор topics, 10 апр 2015, 16:33

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

topics



В  Гражданском кодексе РФ сказано о том, что товар можно доставить  на основании договора о перевозке или транспортной экспедиции. Именно эти связи регулируют отношения различного рода. По такому договору перевозчик обязывается доставить груз, который доверил ему отправитель в условленный пункт, отдать его получателю, а тот, кто отправляет должен оплатить всю перевозку заранее условленной суммою (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В соответствии с договором транспортной экспедиции, сам экспедитор должен за некое вознаграждение  с иной стороны совершить или же создать условия выполнения уже оговорённых и подтверждённых договором услуг, который связан с самой перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).  При этом взаимосвязь по таким договорам может оформляться различными документами, в начале первичными.

Договор о перевозке груза

Обычно в заключении договора о перевозки груза составляется и выдается отправителю товара транспортная накладная. Формат транспортной накладной основан на Правилах о перевозке грузов автомобильным транспортом, которые отвечают указу Правительства РФ от 15.04.11 № 272. По указанным видам можем сказать, что транспортная накладная не может считаться первичным учетным документом, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от  06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в дальнейшем – Закон о бухгалтерском учете), так как она - только письменный формат этого договора.

В тоже время повсюду указано, что транспортная накладная - это  всего лишь подтверждение самого факта заключения данного  соглашения.  Здесь нужно обратить внимание на то, что оформление такого документа и сама перевозка – это совсем разные действия.

Несмотря на все вышесказанное, как говорится в п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, первичный учётный документ должен быть составлен при подтверждении факта хозяйственной жизни, а при условии, когда это невозможно - конкретно после  совершения сделки. Касаемо транспортной накладной, то, конечно,  это не является гарантией, что перевозка обязательно осуществится и  может не составляться перед самой перевозкой, что является ещё одним подтверждением того, что это лишь договор, но никак не первичный учётный документ.

Обязательным пунктом данного  документа являются подписи лиц, с участием которых состоялась сделка. Так как подпись уполномоченной личности в шестнадцатом разделе транспортной накладной представляется до момента перевозки груза, то таким образом её нельзя признать соответствующей указанному требованию.  А лицу, чья подпись стоит при получении груза, вероятнее всего, не будут даны права для совершения сделки от имени юридического лица, а допускаются лишь права  на получение товара и не больше.

Договоры о транспортной экспедиции

В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК РФ, договор транспортной экспедиции должен заключаться в письменной форме. Другие документы экспедитора, к примеру, поручение или различного рода расписки, которые касаются перевозки, должны быть обязательной частью договора (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ  «О транспортно-экспедиционной деятельности», п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.06 № 554, п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утвержденных приказом Минтранса России от 11.02.08 № 23).

Значит, при составлении договора как о перевозке груза, так и о транспортной экспедиции, факт осуществления неких услуг перевозчиком или экспедитором (соответственно) не должен подтверждаться транспортной накладной или экспедиторскими документами, а только первичными документами. 

«Первичка» на перевозку груза

Финансовое ведомство настояло, что до 1.01 2013 года  для  того, что бы расходы при перевозке были признанными, налогоплательщик должен иметь при себе два документа: товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т и транспортную накладную (об этом указано в письме от 27.02.12 № 03-03-06/1/105). В свою очередь более лояльным в этом смысле является ФНС России. По мнению данной структуры, все эти документы не нужны, достаточно лишь одного (письма от 16.07.12 № ЕД-4-3/11630, от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681).

Наша же позиция такова: одна из неотъемлемых частей договора транспортной экспедиции не может исключать вероятность признания понесенных расходов при налогообложении прибыли, так как не происходит соблюдение норм законодательства по оформлению таких договоров (отсутствие транспортной накладной или экспедиционных документов). Но при отступлении от данных норм в гражданском законодательстве должно быть сконцентрировано внимание органов, которые проконтролируют и поставят действительность такой сделки под сомнение. В такой ситуации время, которое будет потрачено на доказательство этого факта, будет полностью ложиться на налоговый орган.

Беря во внимание, что (начиная с этого года) утверждение форм первичных учетных документов, преимущественно, возложено на руководителя экономического субъекта, сама организация может разработать формат данного документа, которого будет хватать для признания соответствующих расходов при налогообложении. Таким образом, это будет справедливым лишь тогда, когда будут соблюдены другие критерии признания расходов. Одним из таких документов может быть как акт оказания услуг, так и  товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т, конечно если организация утвердит ее в качестве первичного учетного документа.

Подытожив, можно сказать, что расходы по договору транспортной экспедиции могут подтверждаться лишь актом выполненных работ, но только в том случае если они закреплены в виде первичного учетного документа для данного вида ситуации.

Теги:

Похожие темы (5)

Рейтинг@Mail.ru

Поиск