Форум 1С
Программистам, бухгалтерам, администраторам, пользователям
Задай вопрос - получи решение проблемы
15 дек 2024, 07:59

Принудительная ликвидация компании

Автор topics, 29 апр 2015, 18:38

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

topics



ФНС России разработало подробные рекомендации для налоговых инспекций России, занимающихся ликвидацией юридических лиц с которыми отсутствует связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу.   

Рекомендации оформлены двумя документами — письмами ФНС России № СА-4-14/4855 от 18.03.14 и № СА-4-14/1138@ от 27.01.14. Указанные документы, по мнению чиновников, должны повысить эффективность работы данных служб.

Причиной для принудительной ликвидации предприятия может послужить возврат корреспонденции, отправленной на адрес юридического лица, с пометкой «За истечением срока хранения». При этом налоговики самостоятельно ликвидировать такую компанию  не вправе. Решение об этом  может принять только арбитражный суд (п. 2 и 3 ст. 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации).  Арбитры нередко отказывают налоговым органам в принудительной ликвидации организаций, с которыми нет связи по юридическому адресу (письма от 27.01.14 № СА-4-14/1138@ и от 12.12.13 № СА-4-7/22406).

Инспекция вправе обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица, если у нее имеется информация о том, что связь с ним по указанному в ЕГРЮЛ адресу невозможна. Это подтвердил Пленум ВАС РФ (п. 6 постановления от 30.07.13 № 61).   

При этом (еще до подачи документов суд) налоговые инспекторы должны направить организации, ее учредителям, участникам и генеральному директору уведомления о необходимости представить достоверные сведения об адресе. В случае, если никто из указанных лиц данные о реальном адресе так и не представит, налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации компании, отсутствующей по юридическому адресу.

Если в исковом заявлении нет  реквизитов, даты и исходящего номера уведомлений, отправленных указанным лицам, то суд откажет в ликвидации компании. То есть посчитает недоказанным факт рассылки уведомлений о необходимости представить достоверные сведения об адресе (письмо ФНС России от 27.01.14 № СА-4-14/1138@).

Если собственники организации узнали о ликвидации предприятия из искового заявления, необходимо подать ходатайство в арбитражный суд о том, что налоговики не пытались выяснить сведения о юридическом адресе предприятия. Это будет основанием просить суд отказать инспекции в удовлетворении ее иска.

Перед тем, как принять исковое заявление о ликвидации компании, отсутствующей по юридическому адресу, арбитражный суд проверяет, не является ли она прекратившей свою деятельность и не проводилась ли процедура исключения ее из ЕГРЮЛ по решению налогового органа (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61), так как налоговики могут самостоятельно исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ, не обращаясь в суд (ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Иски о принудительной ликвидации недействующих компаний неподведомственны арбитражным судам. Суд возвращает такой иск заявителю (инспекции) без рассмотрения. Кстати, арбитражный суд при принятии решения о принудительной ликвидации предприятия может возложить обязанность по его ликвидации на учредителей или участников (абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ и п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 84).

ФНС России требует, чтобы в исковых заявлениях налоговые органы в качестве ответчиков указывали учредителей. Тем более, что о необходимости привлечения указанных лиц к участию в подобных делах в качестве ответчиков говорит и Президиум ВАС РФ (абз. 3 п. 8 информационного письма от 13.08.04 № 84).

Если арбитражный суд все-таки принял решение о ликвидации организации, отсутствующей по юридическому адресу, и возложил обязанности по ликвидации на ее учредителей, суд указывает в решении срок, в течение которого учредители должны представить утвержденный ликвидационный баланс и завершить все ликвидационные процедуры.

Анализ информации поступившей от региональных УФНС показал, что в большинстве рассмотренных судами дел этот срок не был установлен (п. 1 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855). По мнению ведомства, отсутствие четкого срока может стать причиной затягивания ликвидационных процедур. Поэтому налоговики при рассмотрении каждого такого дела обязаны требовать установление срока, который не должен превышать шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения о ликвидации юридического лица (п. 1 письма от 18.03.14 № СА-4-14/4855).

ФНС России предписывает инспекторам действовать через службу судебных приставов (п. 2 письма от 18.03.14 № СА-4-14 / 4855). Именно на эту службу возложены полномочия по принудительному исполнению судебных решений (п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее - Закон № 229-ФЗ). А все потому что часто (даже после того, когда суд принял решение о ликвидации компании отсутствующей по юридическому адресу и установил основателям четкий срок для утверждения ликвидационного баланса и завершения ликвидационных процедур) эти требования игнорируются.

Во-первых, ФНС России требует от нижестоящих инспекций своевременно получать в судах исполнительные письма и немедленно передавать их в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов. При этом надо знать, что только три рабочих дня налоговое ведомство предоставляет инспекторам со дня выдачи судом исполнительного письма (п. 2 письма от 18.03.14 № СА-4-14 / 4855).

По общим правилам требования, информация (требования) в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (п. 1 ст. 36 Закона № 229-ФЗ). Но обычно исполнительное производство длится гораздо дольше, часто даже годами.

Не выполнил судебное решение - заплати следующий штраф

Арбитражный суд имеет полное право оштрафовать учредителей или участников компании, на которых была возложена обязанность по ее ликвидации, за невыполнение судебного акта о принудительной ликвидации (ч. 1 ст. 332 Хозяйственного процессуального кодекса РФ). Согласно Ч. 1 ст. 119 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  судебный штраф не должен превышать: для граждан – 2500 руб., для должностных лиц – 5000 руб., для организаций, являющихся ее учредителями – 100000 руб.

Суды обычно удовлетворяют ходатайства налоговых органов о применении штрафа за невыполнение судебного решения о ликвидации юридического лица (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.12 № А56-27250 / 2005 и постановление Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.14 № А42-240 / 2012) - отмечает ФНС России.

Именно по этой причине ведомство требует, чтобы специалисты направляли в суд заявление о наложении штрафа на лиц, ответственных за ликвидацию компании в любом случае невыполнения судебного акта (п. 3 письма от 18.03.14 № СА-4-14 / 4855). Это необходимо сделать в течение 10 рабочих дней со дня истечения предельного срока, установленного судебным решением для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Данный судебный штраф можно применять неоднократно, отмечает федеральная налоговая служба России (ч. 3 ст. 332 АПК РФ). Законодательством не ограничено количество случаев взыскания по конкретному делу. Из этого следует, что налоговики имеют полное право вновь применять штрафные санкции, если после принятия судом решения о взыскании штрафа за невыполнение судебного акта основатели его игнорируют. И так будет продолжаться до тех пор, пока основатели участники компании не выполнят требование суда о ликвидации юридического лица.

Сведения об исполнительском сборе и штрафах по кодексу Российской Федерации и административных правонарушениях

Следует знать, что кроме судебного штрафа за невыполнение в установленный срок требования о ликвидации компании, судебный пристав имеет право взыскать с учредителя или другого ответственного лица исполнительный сбор (п. 1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ). Поскольку принудительная ликвидация юридического лица относится к требованиям неимущественного характера, исполнительный сбор за невыполнение этого требования соответственно (п. 3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ) составляет для граждан 5000 рублей, для организаций 50000 рублей.

ФНС России требует, чтобы инспекторы одновременно с подачей заявления в суд о наложении на учредителей судебного штрафа предоставляли судебному приставу ходатайство о взыскании исполнительного сбора и указывали новый срок для выполнения требований, содержащихся в исполнительном листе (п. 4 письма от 18.03.14 № СА- 4-14 / 4855).

Судебный пристав имеет полное право привлечь к административной ответственности учредителей, которые после взыскания исполнительного сбора не выполнят требование о завершении ликвидационных процедур. Штраф в этом случае согласно (ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ) составляет для обычных граждан от 1000 до 2500 рублей; для должностных лиц от 10000 до 20000 рублей; для юридических лиц от 30000 до 50000 рублей.

Далее снова устанавливается срок, и если данное требование не будет выполнено, судебный пристав вновь взимает административный штраф, но уже в повышенном размере (ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ). Для граждан от 2000 до 2500 рублей; для должностных лиц от 15000 до 20000 рублей; для юридических лиц от 50000 до 70000 рублей.

Федеральная налоговая служба России отмечает, что законом не ограничено количество привлечений к административной ответственности за повторное невыполнение требований о завершении ликвидационных процедур (п. 4 письма от 18.03.14 № СА-4-14 / 4855). Отсюда следует, что налоговики имеют полное право ходатайствовать о применении штрафа до тех пор, пока учредители не представят в суд утвержденный ликвидационный баланс.

Теги:

Похожие темы (5)

Рейтинг@Mail.ru

Поиск