Форум 1С
Программистам, бухгалтерам, администраторам, пользователям
Задай вопрос - получи решение проблемы
20 мая 2024, 03:30

Как настроить права доступа с помощью командного интерфейса «1С» версии «3.0»

Автор 1cwiki, 11 мар 2015, 14:25

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

1cwiki

Сегодня в материале будем говорить о том, как без посторонней помощи настроить доступ к необходимым для работы документам, разным отчетам и справочникам, и наоборот – ограничить доступ к некоторой информации. Для этого предназначен так называемый командный интерфейс с гибкой настройкой, появившийся в новой версии программы «1С».

На основе конфигурации «1С ЗУП» мы будем обсуждать особенности разграничения прав доступа на разные объекты программы. Такой же алгоритм можно с успехом реализовать и для программы «1С Бухгалтерия Предприятия» последней версии «3.0».

Как в «1С» образовать пользователя в обычном режиме пользователя?

Хотим сразу сказать, что нам придется работать с 2 режимами: эксплуатации программы и конфигуратора. В этом нет ничего сложного, поскольку программировать ненужно. Также отметим, что скриншоты в данном материале использованы из интерфейса «Такси» программы «1С» версии «3.0». Для переключения на него, откройте сервисное меню и найдите там настройки параметров. Среди переключателей «Внешний вид» в окне параметров выберите интерфейс «Такси» и перезагрузите программу. Хотя, при желании, можно работать и в обычном интерфейсе, - все настройки, справочники, документы в этом внешнем виде идентичны «Такси».

Скрин 1

Рассмотрим ситуацию, когда у вас еще нет необходимого пользователя. Его нужно создавать в обычном режиме пользователя. Для этого перейдите в главное меню «Администрирование» и найдите там пункт под названием «Настройка пользователей и прав».

Скрин 2

Выберите ссылку «Пользователи» в окне, и после того, как откроется новый справочник, добавьте в нем имя нового пользователя. В поле настроек пользователя укажите его наименование и установите флажок напротив «Вход в программу разрешен» и «Показывать в списке выбора». Если же не установите последний, то при запуске системы вы не увидите этого пользователя в выпадающем списке. Тогда нужно будет печатать его наименование вручную.

Также, при необходимости, можно сразу установить пароль.

Скрин 3

Теперь остановимся на правах доступа к этому только что созданному пользователю. Их устанавливать не нужно. В настройки прав доступа можно попасть из формы, где «настраивается» пользователь. Для этого перейдите по ссылке «Права доступа», которая находится в ее верхней части. Также нужно, чтобы на закладках в правах доступа - «Группы доступа» и «Разрешенные действия» - было пусто.

Скрин 4

Но здесь есть важная деталь. Нужно, чтобы в базе данных был хотя бы 1 пользователь, который имеет административные права. Например, у нас таким пользователем является Администратор. Он -  часть группы доступа под названием «Администратор», а также имеет роли «Полные права» и «Администратор системы».

Скрин 5

Далее перейдите в режим конфигуратора и продолжите в нем настройки. Для этого при запуске программы «1С» выберите нужную базу и нажмите на кнопку «Конфигуратор». Но не следует заходить под новым пользователем. Работа будет невозможной, так как он еще не имеет никаких прав. А входить, как вы уже поняли, нужно под пользователем с полными правами, в нашем случае это «Администратор».

Скрин 6

Чтобы убедиться, что созданный пользователь отображается, отройте окно конфигуратора. Для справки, список пользователя сохраняется в рубрике главного меню: «Администрирование» - «Пользователи».

Скрин 7

На рисунке видно, что у пользователя стоит знак вопроса. Это означает, что для него не указано прав доступа. «Роли» - объект конфигурации. В каждой из них указывается ряд справочников, документов, отчетов, к которым имеет доступ только тот пользователь, который обладает ролью. Перейдя на закладку, вы можете увидеть все роли.

Скрин 8

Сейчас задача заключается в настройке доступа сотрудника к произвольному набору различного рода отчетов, документов и справочников. При этом не так важно, о каком именно наборе идет речь. Важно, для каких случаев в конфигурации роль не может быть применима. Ведь разработчики программы «1С» не в состоянии предусмотреть абсолютно все варианты разграничения доступа к объектам, которые могут встречаться на практике. А запросы могут быть слишком непредсказуемы.

Режим редактирования конфигурации в «1С»

Из вышесказанного следует, что вам необходимо создать собственную роль. Создание таковой говорит о том, что в типовую конфигурацию будут внесены изменения. Для тех пользователей, у кого конфигурация уже доработана, изменений не произойдет.

Теперь определим, типичная у вас конфигурация или уже нет. Сначала откройте конфигурацию. Для этого нажмите «Открыть конфигурацию» в разделе главного меню «Конфигурация». В левой части конфигуратора должно появиться окно со структурой объектов информ. базы. Затем перейдите в пункт «Поддержка» - «Настройки поддержки» (меню «Конфигурация»). Если у отрытого одноименного окна вид как на рисунке, то у вас типовая конфигурация. Имеется в виду наличие надписи под названием «Конфигурация находится на поддержке» и клавиши «Включить возможность изменения».

Скрин 9

При наличии типичной конфигурации, вам придется включить возможность ее изменения, так как в противном случае вы просто-напросто не сможете создать новую роль. Отметим, что все типовые объекты так и останутся обычными, ведь не нужно изменять существующие роли, а просто создать новые. Для редактирования конфигурации в окне «Настройка поддержки» нажмите клавишу «Включить возможные изменения».

После нажатия откроется предупреждение, в котором будет говориться, что изменение режима приведет к невозможности автоматического обновления. Но при этом типе объекты будут автоматически обновляться, так как основная задача - создать новую роль, а не изменять уже существующие. При обновлении может появиться несколько новых окон, в которых необходимо нажать «Далее».

Скрин 10

После этого откройте окно под названием «Настройка правил поддержки» и выберите переключатель «Объект поставщика редактируется с сохранением поддержки». Нажмите «Ок», и, перед тем как дальше продолжить работу, немного подождите.

Скрин 11

В дереве объектов конфигурации, открывшемся слева в конфигураторе, исчезнут замочки. Сразу в окне «Настройка поддержки» высветится надпись «Конфигурация находится на поддержке с возможностью изменения».

Скрин 12

Создание новой роли в конфигураторе программы «1С»

Теперь сосредоточьтесь на работе по созданию новой роли. Напомним, «Роль» - это право, которое предоставляет возможность редактирования или просмотра различного рода объектов конфигурации: отчетов, справочников, документов. Редактирование и просмотр - наиболее известные и понятные варианты права доступа. Но существует и много других. Расскажем об этом более подробно. В дереве объектов откройте «Роль» «Полные права» («Общие» - «Роли» - «Полные права»). В левой части окна настроек будут перечислены объекты программы - документы, отчеты, справочники. А в правой части те права, которые определены для каждого из объектов в этой роли. Этот процесс отражается на представленном рисунке.

Скрин 13

Напомним, что наша задача заключается в возможности обеспечения работы только с ограниченным кругом объектов программы. Лучшим вариантом будет создать новую роль и установить возможность доступа только для необходимых объектов. Конфигурация имеет ряд разнообразных служебных объектов, в частности, регистры общего назначения, константы, общие модули и формы. И для нормальной работы каждый пользователь должен иметь формы доступа к этим объектам. Как мы уже говорили, их слишком много и один из них очень легко упустить из виду. Поэтому предложим вам несколько иной подход.

Путем копирования типичной роли под названием «Полные права» создайте новую роль и назовите ее «Роль_Фролова». А для изменения ее имя достаточно зайти в «Свойства» и без пробелов ввести другое наименование.

Скрин 14

Теперь наша задача заключается в создании новой роли для так называемого пользователя «Фролова». Но перед этой операцией необходимо сохранить информ. базу, чтобы роль вновь появилась в списке ролей пользователя. Для этого нажмите кнопку «F7» или соответствующую клавишу на панели инструментов. Теперь нашему пользователю можно устанавливать роль. Путем нажатия «Администрирование» и «Участники» зайдите в список пользователей и на закладке «Другие» заметьте галочкой «Роль_Фролова». Нажмите «Ок».

Скрин 15

Пока роль такая же как и исходная, в таком виде мы ее пока и оставим. Используя гибкую настройку командного интерфейса «1С», настроим доступ к справочникам и документам.

Настройка элементов командного интерфейса в программе «1С»

А теперь вернитесь в пользовательский режим работы, имеется в виду, - к обычной работе в программе «1С». Теперь вам с помощью конфигуратора нужно запустить работу под «Фролов С.М.» - нашим новым пользователем. Но предварительно установите настройки, дабы при запуске «Предприятия» с конфигуратора программа сделала запрос на пользователя, под которым будет запускаться. Чтобы выполнить заданное в главном меню нажмите «Сервис», затем - «Параметры» и в разделе «Пользователь», что в закладке «Запуск 1С: Предприятия», и установите переключатель «Имя». Нажмите «Ок», и с конфигуратора, используя команду «Сервис» - «1С: Предприятие», запустите пользовательский режим. Напоминаем, что изначально вы должны выбрать пользователя Фролова.

Скрин 16

Когда «1С» запустится от имени пользователя Фролова, то последний будет иметь доступ ко всем необходимым объектам, поскольку его роль создана на основе копирования новых прав. А мы никаких изменений не вносили. Давайте попробуем поэкспериментировать, например, оставить для пользователя только такие возможности кадрового учета как освобождение, прием и перемещение. Для начала уберите лишние разделы, оставив только один - «Кадры».

Скрин 17

Теперь зайдите в служебное меню, нажмите «Вид» - «Настройка панели разделов». В этом окне все ненужные разделы перенесите с правой колонки в левую.

Скрин 18

У нас осталось 2 раздела под названиями «Кадры» и «Главное». Последний из вышесказанных мы ликвидировать не можем, так как в нем нужно оставить только необходимые ссылки. Для этого перейдите в этот раздел «Главное» и в верхнем правом углу нажмите «Настройка навигации». Это окно по внешнему виду и принципу работы очень похоже на то, в котором мы убирали ненужные разделы. В правой колонке оставьте только нужные для работы объекты - справочники и документы.

Скрин 19

В итоге, в разделе «Главное» у вас останется только необходимый ряд справочников, отчетов и документов.

Скрин 20

Теперь уделим внимание разделу «Кадры». Его можно не менять, или, при желании, настроить более «тонко». Это можно сделать, если сотрудник по плану не должен иметь дело с декретными, отпусками или больничными. Также вышеназванные документы в панели навигации можно убрать. Но это уже отдельные нюансы, которые зависят от конкретной задачи, поэтому на этом подробно не будем останавливаться.

Остановимся еще на одном моменте - элементе, который тоже необходимо настроить. Это позволит избежать доступа пользователя к закрытой для него информации. Элемент называется «Начальная страница» или «Рабочий стол». Его можно отрыть при запуске пользовательского режима. Для настройки начальной страницы в служебном меню откройте «Вид» - «Настройки начальной страницы». В открытом окне среди ряда доступных форм можно настроить состав правой и левой колонок. Перечень всех доступных форм не слишком велик. Приведем пример: для сотрудника, занимающегося кадрами, доступ к форме «Расчет зарплаты Форма» не нужен. Но в данном случае мы решили убрать все формы, чтобы не искушать пользователя. Поэтому «Начальная страница» будет пустой.
Скрин 21

Как настроить роль пользователя в конфигураторе программы «1С»

Предположим, что воспользовавшись услугами командного интерфейса, мы настроили доступ к нужным объектам - справочникам и документам, кадровика. Теперь вопрос заключается в том, как сделать, чтобы пользователь самостоятельно не смог настроить интерфейс и иметь доступ к табу-документам?

Для этого вернитесь в конфигуратор и в дереве объектов конфигурации выберите «Общие» - «Роли» - «Роль_Фролова». Открыв эту роль, в окне нажмите на «Зарплата и Управление Персоналом», а в колонке «Права» найдите настройки под названием «Сохранение данных пользователя». И напротив этого параметра уберите отметку. Это означает, что отныне пользователь не сможет самостоятельно настроить панели разделов, в частности, панели рабочего стола и навигации, и, соответственно, не будет доступа к запрещенным разделам с командного интерфейса.

Скрин 22

Чтобы убедиться в вышесказанном, зайдите в систему под именем Фролова и попробуйте отрыть доступ к навигации или разделам. Пункт «Вид» в служебном меню вы также не сможете открыть. Последний стал недоступен, поскольку в роли пользователя Фролова мы убрали права на «Сохранение данных пользователя».

Скрин 23

Итак, мы открыли пользователю доступ только к тем документам, отчетам и справочникам, которые ему необходимы для работы. Обратите внимание, что для таких ограничений в правах сотрудника мы убрали только 1 отметку.

Также мы ограничили доступ к запрещенным документам. Однако существует один нюанс: пользователь из доступного ему документа может попасть и в запрещенные. Например, из документа «прием на работу» кадровик Фролов может попасть в справочник «Организации» и целенаправленно или случайно внести изменения в определенные данные. Чтобы этого избежать, рекомендуем просмотреть и проанализировать объекты, имеющие связь с доступной для кадровиков информацией. Откройте роль пользователя в конфигураторе и запретите просмотр или редактирование нежелательных документов или отчетов. В зависимости от поставленной задачи выберите нужный вариант.

Скрин 24

Теги:

Похожие темы (5)

Рейтинг@Mail.ru

Поиск