Форум 1С
Программистам, бухгалтерам, администраторам, пользователям
Задай вопрос - получи решение проблемы
23 июн 2024, 06:07

Острейшая дилемма. Ресурсное управление vs финансовый учет

Автор ValerySemjonov, 27 июн 2011, 16:50

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

ValerySemjonov

Прошедшие 2 года в России демонстрируют устойчивую тенденцию роста интереса к системам автоматизации управления производством.

Посудите сами: предыдущее десятилетие компании титаническими усилиями приводили в порядок финансово-хозяйственную деятельность предприятий и вели контроль за финансовыми потоками.  И это действительно важнейшая задача в области автоматизации бизнеса всех отраслей.

Необходимо признать в целом с этой задачей компании справляются успешно или близки к ее решению. Наиболее успешные прикладывают усилия для осуществления оперативного контроля за ходом реализации, закупок, производственного процесса, движением денежных средств. "Посмертный" бухгалтерский учет уже не устраивает большинство руководителей, желающих получать ответы на вопросы об оценке эффективности закупок, расходов, производственных процессов.

Особенность проектов автоматизации производственных предприятий – необходимость разрешения противоречий между требованиями к автоматизированной системе:

  • Со стороны финансового учета и анализа. Приоритеты: стоимостной учет, ограниченные требования к оперативности, уровень детализации учета и планирования ограничивается отчетными финансовыми показателями;

  • Со стороны оперативного учета, планирования, логистики. Приоритеты: Максимальная детализация, оперативность. Манипулирование данными, большая часть которых не имеет отношения к финансовому учету. Жесткие требования к безостановочному режиму работы. Остановка системы приравнивается к остановке бизнес-процессов, что недопустимо.

Традиционные типовые решения на платформе 1С, предназначенные для целей бухгалтерского учета, исторически основаны на отражении хозяйственных операций с точки зрения бухгалтерского учета. Вводимые в программе «электронные документы» содержат ценную с точки зрения бухгалтерского учета информацию, при проведении формируют проводки. В лучшем случае подобный документ может иметь многостадийную обработку сначала кладовщиком, отражающим в нем количественные параметры движения товарно-материальных ценностей, а затем бухгалтером фиксирующим финансовые показатели операции. Таким образом, основные задачи таких систем – бизнес-задачи финансового уровня.

С завидной регулярностью на проектах автоматизации производственных предприятий предпринимаются попытки использовать, адаптировать  системы «изначально заточенные» для отражения финансовой информации и работающие по правилам и ритмам финансовых служб. В результате проведенной адаптации финансовые службы вынуждены использовать в своей ежедневной работе документы, справочники, отчеты перегруженные сущностями, необходимыми при оперативном учете и не имеющими значения для целей финансового учета. В свою очередь службы занятые ресурсным, производственным учетом,  логистикой вынуждены иметь дело с избыточной для них финансовой информацией. К таким данным можно отнести информацию о складских ячейках, упаковках, тароместах, сериях, заказах, этапах отгрузки, конфигурациях и характеристиках продукции, сменно-суточных заданиях, количествах в дополнительных единицах измерения, штрих-кодах, сертификатах, стандартах и т.п.

Более того, одной операции с точки зрения оперативного учета и управления ресурсами, может соответствовать несколько операций по разным структурным бизнес-единицам и юридическим лицам в финансовом управленческом и регламентированном учете.

Функции управления продажами и закупками оперируют как финансовыми данными, например данными о взаиморасчетах, себестоимости, так и ресурсными данными, например, детальной информацией о записях в разрезе партий, ячеек хранения, сертификатов. То же самое относится к функции планирования производства.

Налицо серьезные проблемы, связанные с противоречивыми требованиями со стороны оперативного и финансового учетов. Попытки скрестить «быка и трепетную лань" в едином документарном пространстве приводят систему автоматизации к работе в режиме «тяни-толкай":

  • Перегрузка финансовых служб излишней детализацией оперативного учета;

  • События в операционной деятельности предприятия (склады, производство) требуют разной интерпретации по разным юридическим лицам и в управленческом финансовом учете – по нескольким бизнес-единицам;

  • Требуется одновременное внедрение как оперативного учета, так и финансового учета, данные последнего интерпретируются на основе операционных данных в деятельности юридических лиц и бизнес-единиц;

  • Финансовые транзакции и расчеты влияют на оперативность и бесперебойность работы оперативного учета;

  • Необходимость отслеживания прав доступа «оперативных" служб к финансовым данным.

Но и без того проблем при внедрении комплексной системы хватает. Это создание и оптимизация нормативно-справочной системы, обучение, преодоление саботажа пользователей, выделение рабочего времени на освоение и внедрение< встречная адаптация бизнес-процессов предприятий и моделей, заложенных в типовом решении. Эти проблемы являются неизбежными и присущи любому проекту автоматизации. А вот дополнительных сложностей, связанных с архитектурой системы (имеется в виду отсутствие разделения оперативного и финансового уровней) вполне можно было бы избежать.

Где искать решение?

Для решений ERP-класса, которые изначально проектировались для комплексного  решения как задач финансового учета, так и задач ресурсного управления в едином информационном пространстве для крупного предприятия, характерно разделение функций учета материальных потоков системы на уровни, с разной детализацией данных, разной оперативностью обработки данных, с возможностью трансформации данных при передаче с уровня оперативного учета на уровень финансового учета. При этом оба уровня объединены единой структурой НСИ.

Распространенной практикой при внедрении систем автоматизации на крупных предприятиях является модификация типовых комплексных решений с целью разделения базы данных на две (два узла) – оперативного и финансового учета. Такое разделение связано с необходимостью трудоемких доработок и снятием с сопровождения доработанных модулей. Естественно это приводит к увеличению сроков и стоимости проекта, увеличению организационного риска и затрат на сопровождение в связи с заказным характером системы.

Подробнее читать здесь http://www.semjonov.ru/projecthistory/dilemma/

Теги:

Похожие темы (5)

Рейтинг@Mail.ru

Поиск